В антологии представлены произведения японской классической литературы (мифы, легенды, поэзия, проза, драматургия) Японии на протяжении VIII-XIX веков.
В Антологии пять разделов, соответствующих принятой в Японии периодизации по эпохам: Нара (VIII в.), Хэйан (IX-XII вв.), Камакура (XIII-XIV вв.), Муромати (XIV-XVI вв.) и Эдо (XVII— первая половина XIX в.).
Период Нара VIII в.
ЛЕТОПИСАНИЯ О БОГАХ И ПРАВИТЕЛЯХ
ЗАПИСИ ДРЕВНИХ ДЕЯНИЙ
Свиток I
Глава 3
Страна Ёми, Мрак
[Бог Идзанаки следует за богиней Идзанами в страну Ёми]
И тогда, воспылав желанием повидать сестру свою возлюбленную, богиню Идзанами, последовал за нею бог Идзанаки в подземную страну Ёми, Мрак.
И когда вышла она к нему, подняв кверху дверь-заставу своего подземного дворца, изрек-возгласил бог Идзанаки:
— О сестра моя возлюбленная, сотворение страны, что мы с тобой творили, не завершено, и посему повелеваю тебе воротиться обратно!
И ответила ему богиня Идзанами:
— Нет у меня, на беду, пути назад — отведала я яств, приготовленных на очаге преисподней. Но ты, брат мой возлюбленный, глубоко тронул меня, и, повинуясь тебе, готова я воротиться обратно. Дай только посоветоваться с богами. А ты тем временем не бросай на меня своих взоров.
С этими словами воротилась богиня в подземный дворец.
Долго-предолго ждал бог Идзанаки явления сестры своей возлюбленной, и сердце его не выдержало — выломал он крайний большой зубец из частого бамбукового гребня, что воткнут был у него за левым ухом в прическу Мидзура, Завиток у мочки, зажег его как светильник и вошел в подземный дворец. И тогда предстала перед взором бога Идзанаки такая картина — на теле его возлюбленной шипели-копошились гады ползучие, на голову взгромоздились божества — духи природы, Ооикадзути, Великий громовержец, на грудь — Хоикадзути, Огненный громовержец, на чрево — Куроикадзути, Черный громовержец, на лоно — Сакуикадзути, Рассекающий громовержец, на левой руке — Вакиикадзути, Юный громовержец, на правой руке — Цутиикадзути, Громовержец, поражающий землю, на левой ноге — Наруикадзути, Грохочущий громовержец, на правой ноге — Фусуикадзути, Непробужденный громовержец.
Всего явилось в мир восемь божеств грома.
Затрепетал бог Идзанаки от ужаса, повернул вспять и обратился в бегство.
[Бог Идзанаки нарушает завет, и богиня Идзанами посылает в погоню за ним ведьм преисподней]
— Ты покрыл меня позором! — воскликнула тогда сестра его возлюбленная, богиня Идзанами, и послала за ним в погоню ведьм преисподней.
Вырвал тут бог Идзанаки из своей прически черную виноградную лозу и метнул им под ноги.
Тотчас выросли на пути ведьм побеги дикого винограда.
И покуда ведьмы рвали-пожирали его плоды, бога и след простыл.
И опять пустились ведьмы в погоню.
И снова выломал он крайний большой зубец из частого бамбукового гребня, что воткнут был у него за правым ухом в прическу Мидзура, Завиток у мочки, и метнул им под ноги.
Тотчас выросли на пути их побеги молодого бамбука.
И покуда ведьмы выдирали-пожирали его, бога и след простыл.
Послала тогда богиня Идзанами вдогонку восемь богов-громовержцев, придав им неисчислимую рать преисподней.
Выхватил тогда бог Идзанаки висевший у него на боку священный меч длиной в десять пядей и, отмахиваясь от преследователей, ринулся прочь.
И когда у подъема к горному проходу из преисподней беглеца опять настигла погоня, сорвал он три персика с дерева, что росло на склоне этого холма, метнул в преследователей и прогнал их всех за холм восвояси.
И тогда, обратившись к плоду персикового дерева, держал бог Идзанаки такое слово:
— О персик, отвращай в трудный час беду, как отвратил ты ее от меня, ото всех страждущих и маящихся праведников нашей страны Асихара-но-накацу-куни, Срединной земли тростниковой равнины, беззащитных, словно клонящиеся травы.
Даровал он персиковому дереву имя Оокаму-цуми-но-микото, Глубокопочитаемый плод великих божеств.
Последней пустилась в погоню сама богиня Идзанами, сестра возлюбленная бога Идзанаки.
Приволок он тогда валун, что под силу волочить лишь тысяче мужей, и преградил путь через горный проход из преисподней.
И когда разделенные валуном боги стали лицом к лицу и поведали друг другу о расторжении брачных уз, богиня Идзанами молвила:
— О брат мой возлюбленный, коли ты так поступаешь, буду я предавать ежедневно казни через удушение по тысяче подданных твоей страны.
И ответствовал ей бог Идзанаки:
— О сестра моя возлюбленная, коли ты так поступаешь, буду я строить ежедневно по полторы тысячи хижин для рожениц.
Вот и стали с той поры непременно умирать в день тысяча душ и непременно рождаться в день полторы тысячи душ.
И нарек тогда бог Идзанаки богиню Идзанами за ее деяния другим именем — стал он именовать ее Ёмоцу-ооками, Великой богиней преисподней.
Идет молва, что, пустившись в погоню, настигла она беглеца — вот и наделили ее другим именем — Тисики-ооками, Великое божество Настигающий преследователь.
А валун, что преградил горный проход из преисподней, нарекли Тигаэси-ооками, Великим божеством Преследователем, обращающим вспять.
Было у него и другое имя — Саяримасу-ёмидо-но-ооками, Великое божество Преграда преисподней.
Горный проход же из преисподней именуют отныне проходом на землю Идзумо на крайнем западе страны с неведомым именем Ифуя.
Глава 5
Раздел мира между детищами бога Идзанаки
И тогда в великом ликовании бог Идзанаки возгласил:
— Много-много детищ произвел я на свет, и как венец в чреде рождений последняя троица удалась на славу.
С этими словами снял-встряхнул бог Идзанаки священное ожерелье так, что зазвучали-заиграли, побрякивая, драгоценные бусины, вручил его божеству Аматэрасу и, обращаясь к нему, возгласил:
— Да будешь ты отныне ведать Такама-га-хара, Равниной Вышнего Неба!
С этими словами пожаловал он ее божеству Аматэрасу.
И нарекли тогда это ожерелье божеством Микуратана, Хранителем даров на полках.
А потом, обращаясь к божеству Цукуёми, возгласил:
— Да будешь ты отныне ведать дарованным тебе Ёру-но-осу, Царством ночи.
С этими словами пожаловал он его божеству Цукуёми.
А потом, обращаясь к богу Такэхая-сусаноо, возгласил:
— Да будешь ты ведать Унабара, Равниной моря. С этими словами пожаловал он ее божеству Такэхая-сусаноо.
Глава 6
Нарушение богом Такэхая-сусаноо воли отца и изгнание его богом Идзанаки
И вот в то время, как божества Аматэрасу и Цукуёми послушно ведали пожалованными-вверенными им пределами, бог Такэхая-сусаноо не стал ведать порученным ему царством и принялся плакать-стенать безутешно, покуда не выросла у него ниспадающая на грудь борода длиной в восемь пядей.
Плачем своим исплакал-иссушил он зеленые горы, и стали они лысыми горами, исплакал-осушил все реки-моря.
А посему наполнилось все пространство гудением злых божеств, подобным жужжанию назойливых мух, и повсюду стали приключаться неисчислимые беды.
И изрек тогда великий бог Идзанаки, обращаясь к богу Хая-сусаноо:
— Почто не стал ты ведать порученным тебе царством, а принялся плакать-стенать безутешно?
И ответствовал великому богу бог Хая-сусаноо:
— Плачу-стенаю я безутешно оттого, что чаю удалиться в страну моей матери — Нэ-но-катасу, царство нерушимых недр.
И тогда в великом гневе великий бог Идзанаки воскликнул:
— Коли так, да будет заказана тебе жизнь в этом царстве.
С этими словами изгнал он его своим божественным изгнанием.
И обитает с тех пор великий бог Идзанаки в местечке Тага земли Авадзи.
Вы читали японскую классическую литературу: антология: из коллекции текстов: khokku.ru
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.